Моя семейка » Статьи » Раннее развитие ребенка

Мелкая моторика и ее основы

Моторика рук – что это такое и почему педиатры и психологи так настаивают на ее развитии? Мы постараемся дать подробный ответ на данный вопрос.

Моторика – это навыки, с помощью которых мы выполняем точные и мелкие движения пальцами ног и рук, кистями и стопами. Эта способность обусловлена взаимодействием нескольких систем нашего организма: мышечной, нервной и костной. Чем лучше у человека развита мелкая моторика, тем он считается более ловким и искусным.

Именно моторика отвечает за большинство наших движений, как самых простых, таких как жесты и захват предметов, так и более сложных – рисование, вязание, письмо, вышивание, игра на музыкальных инструментах.

Поскольку наши конечности очень богаты нервными окончаниями, то ловкость рук и координация движений тесно связана с мозговыми центрами, отвечающими за память, внимание, зрение и развитие речи. Именно поэтому ребенку практически с рождения необходимо формировать мелкую моторику.

Когда ребенок появляется на свет, его движения носят хаотичный характер. Затем постепенно, он начинает управлять ручками и неловкие, неумелые жесты становятся более гармоничными. Данный процесс очень индивидуален и у каждого ребенка протекает разными темпами.

Для того чтобы помочь крохе в совершенствовании моторики, необходимо заниматься ее развитием. Ведь вся жизнь человека связана именно с использованием координированных и точных движений для выполнения даже самых простых бытовых и учебных действий: одевание, письмо, занятия спортом и т.д.

В нормальном развитии ребенка присутствуют несколько этапов развития психики. Начинается формирование психомоторной деятельности с неосознанной манипуляции различными предметами и доходит до осознанного целенаправленного восприятия окружающей действительности, в которую включается речь. Анатомически это обусловлено созреванием нервных волокон регулирующих координацию.

Как правило, окончательное дозревание нервных субстратов происходит к 2,5 годам. Однако существует еще и функциональная зрелость, когда происходит налаживание работы координационных центров. Эта фаза развития моторики продолжается до половой зрелости, а в некоторых случаях и выходит за пределы этого возраста.

Таким образом, ребенок может совершать определенные движения только после того, как сформируются отделы мозга, обеспечивающие эти движения.

Так, малыш сначала учится хватать предмет всей ладонью, затем появляется «пинцетный захват» и навык перекладывания объектов из одной руки в другую. К двум годам ребенок уже способен правильно держать карандаш, кисточку и ложку. В три года дети осваивают более сложные движения – рисовать различные каракули, бросать мяч руками и бить по нему ногой, самостоятельно раздеваться и прыгать.

4-5 летние дети овладевают такими навыками как рисование простых фигур, сооружают конструкции из кубиков и конструктора, учатся ловить мяч и стоять на одной ноге. У них формируется правильная координация конечностей при ходьбе.

6-7 летние дети свободно одеваются сами и даже завязывают шнурки. Моторика развивается настолько, что ребята начинают осваивать такие виды деятельности как спорт, музыка, танцы и т.д.

К 10 годам двигательные навыки продолжают формироваться, приобретая большую сложность, появляются действия, требующие согласованной работы обеих рук и ног.

В дальнейшем, число движений уменьшается, однако совершенствуются более мелкие и точные. К 14 годам, у большинства школьников уже оформляется окончательный набор двигательных реакций.


Категории:

,

---

Нет комментариев к Мелкая моторика и ее основы

Оставить мнение