У ребенка мышление формируется поэтапно. Какие именно периоды развития мышления проходит ребенок в различном возрасте, мы вам расскажем в настоящей статье.
В возрасте одного-трех лет, детям присущ предметно-действенный способ мышления, когда ребенок начинает познавать окружающий мир при помощи практических действий: ему нужно все потрогать, разобрать, сломать и попробовать на вкус.
Кроме того, в этом возрасте у ребенка преобладает так называемый, допонятийный тип мыслительных операций. То есть какие-либо объяснения взрослых, дети понимают только при наличии наглядных примеров. Сейчас активно развит эгоцентризм – неспособность понять чужую точку зрения и посмотреть на себя со стороны.
К четырехлетнему возрасту у ребенка начинает формироваться наглядно-образный тип мышление. Теперь этот психический процесс уже не настолько сильно связан с действиями ребенка, но по-прежнему требует четкого восприятия и наглядного представления объекта.
Этот тип мышления остается и у взрослых людей. Как правило, он наиболее развит у представителей творческих профессий: музыкантов, художников, писателей и т.д.
В школьном возрасте дети продолжают интеллектуально развиваться, и постепенно их мышление становится понятийно-образным. То есть мыслительные процессы еще остаются связанными с конкретными объектами и недостаточно структурированы, однако уже характеризуются способностью к сложным умозаключениям.
В старших классах, в связи с расширением мыслительных операций, их обобщением и применением в конкретных жизненных ситуациях, происходит переход к абстрактно-понятийному способу мышления.
Таким образом, в процессе, воспитания, обучения и общения со взрослыми, мышление ребенка развивается.
При этом, появление новых стадий в формировании мышления не означает исчезновение предыдущих. Они также продолжают свое существование и дальнейшее совершенствование.